INDRA (indra) wrote,
INDRA
indra

Что скрывают сказки: обратная сторона знакомых историй

Работая с удивительным клиентом, психологом-символдраматистом, я открыла для себя неожиданную, но многое, наконец, объяснившую подноготную сказок. Как меня это в детстве удивляло! Например, почему царь разрешил Емеле жениться на своей дочери? Подумаешь, влюбилась! Политически невыгодно и точка! А почему Настенька обманывала дедку Морозко?



Наше советское детство привычно было наполнено яркими, пусть и сильно цензурированными мультфильмами и кинолентами - сказками. Мы совершенно однозначно воспринимаем их образы, Емеля - лентяй, Иван - дурак, принцесса - капризулька. И только, пожалуй, самые дотошные вроде доктора Малявина задают вопросы касаемо "изнанки" популярных сказок. И, наконец, у меня появилась возможность щелкнуть по носу тупорылую учительницу литературы, которая в моем не самом счастливом детстве буквально "вбивала" нам в головы свое мнение.

Например, по ее мнению Емеля был просто лентяем. А я задавала ей вопросы, за которые впоследствии схватывала тройки в четверти. Как братья и отец, бучи крестьянами, терпели годами этого лежебоку? То есть, пахали за урожай, а этого охранника печи задарма дома держали, как декоративного котика?

На мой ответ спустя четверть века отвечает психолог Виктория Браткова:

"О чем вы подумали, вспоминая этого персонажа. Только честно! Скорее всего, как и большинство — лентяй, лодырь, никакими талантами не выдающийся, лежит себе на печи, демонстрирует совсем уж пассивный образ жизни, а потом поймал парень щуку и стал царским зятем! Повезло! А еще, скорее всего, вы подумали, что это типичный сюжет для русского человека, сидеть ровно на месте и ждать «удачных обстоятельств», или когда «придут и сами все предложат». Да, действительно, чаще всего такая трактовка и встречается. Более того, некоторые родители намеренно не читают сказку про Емелю, чтобы ребенок не научился дурному!
К сожалению, именно из-за неумения объяснять и трактовать сказку, родители лишают детей возможности прикоснуться к древнейшей архетипической мудрости. Но мы исправим этот недочет, и «глупая» история о ленивом Емеле превратится в кладезь человеческих знаний. Давайте посмотрим глубже на сюжет этой удивительной сказки. Как она начинается?
«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, и третий — дурачок Емеля. Двое старших работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.»
Только стоит задать себе вопрос: кто же согласился кормить лодыря? Работать за двоих и делиться с лежебокой куском хлеба? Почему с печи его не сгонят метелкой? Наверное, не все так просто.
Дело в том, что «три брата», часто упоминаемые в большинстве русских сказок, и именно так — два старших разумные, «нормальные», работящие, а третий — дурак какой-то неудачный получился — это не три личности, а три субличности, три части одного человека. И все события происходят… внутри разума.
Старшие братья здесь символизируют нашу рациональную часть, проявленные психические функции. Они живут по заданному стандарту, идут проторенными тропами, выполняют строго поставленную задачу: надо работать — идут работать, положено жениться — женятся, в общем, делают все, как велит общество. И, если человек не развивается, если не стремится к самопознанию и периодическим выходам из зоны стандартных функций «по проторенной дороге», он застревает в этой роли. Вы наблюдали таких людей, рациональных, невосприимчивых к чувствам, боящихся глупо выглядеть. Они настолько зажаты в своих рамках, в плену своих мыслей и страха «что скажут обо мне люди», что на творческие всплески у них не хватает ни энергии, ни сил.
А что же Емеля? Лежит себе на печи и спит целыми днями. Кто он в нашей истории, этот главный герой? Он — младший брат, символизирует нашу теневую неразвитую психическую функцию. Именно поэтому он пока пассивен, он «лежит на печи» и не мешает старшим братьям работать. Так что же за функции скрывает этот лежебока?
Знаменитый психолог Карл Юнг выявил в человеке 4 психических функции: мышление; чувства; интуиция; ощущение.
Чаще всего человек опирается на одну из них, она является главной, ведущей. Еще две играют вспомогательную роль, а последняя четвертая функция является скрытой, она находится в тени сознания. И чем сильнее главная функция, тем более глубоко в бессознательное (в тень) уходит скрытая. Она словно бы спит внутри личности, точь-в-точь как Емеля на печи.
По моему опыту, в наш материальный век чаще всего такой теневой стороной личности являются чувства, хотя Емелей может быть любая из четырех перечисленных функций. Человек отрицает все, что связано со скрытой частью личности, подавляя ее. Не зря наш лодырь и дурак лежал на печи, в темном углу почти под потолком, там, где он никому не мешает, и его практически не видно. Однако целостным человек может стать только тогда, когда достанет из тени свою слабую функцию и начнет ею пользоваться. Четырехколесная машина на трех колесах ехать не может. Даже если она сдвинется с места, и даже если теоретически сможет куда-то катиться, речи не идет ни о скорости, ни о комфорте.
Поэтому задача человека — проявить скрытое, достать тайное, возвысить подавленное. Именно эта информация зашифрована в сказке «По щучьему велению». Надо просто уметь читать истинный смысл за строками, понимать символику, чтобы так вникнуть в суть этой сказки. Но так как большую часть древних мудрых знаний современные поколения утратили, придется мне восстановить символизм этой сказки и ее истинный смысл".

Продолжение этой истории вы можете прочитать в статье "Дурак ли Емеля".

Еще одна моя редакторская работа была над объяснением сказки "Огниво". Я впервые видела ответы на десятки вопросов, мучивших меня с тех пор, как я впервые увидела старый-старый фильм с Олегом Далем в главной роли.

А вот Настенька и дедко Морозко. Персонажи, поведение которых меня долго мучило своей непоследовательностью. Увидев же сравнение сюжета со знакомым мне обрядом индейской инициации, я поняла, что мыслила в правильном направлении. Просто объяснения этой интуитивно найденной логике у меня не было.

К этой статье я отношения не имею, но вы можете ее почитать, очень интересно рассказано, откуда взялись мрачные сказки Андерсена.

Я очень надеюсь, что Виктория продолжит свою удивительную "разъяснительную работу" и продемонстрирует скрытый смысл других популярных сказок, которыми мы зачитывались в детстве. В ее исполнении это выглядит просто поразительно. И очень интересно!






Tags: Психология
Subscribe
Buy for 100 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments